Причины неуспешного обучения и поведения ребенка (обычно этих причин несколько) можно выявить с помощью точной нейропсихологической диагностики состояния ребёнка. Нейропсихологическая диагностика детей – это обследование ребенка с использованием специально разработанных проб и методик, в ходе которых выявляется связь между нарушенными/искаженными психическими функциями и состоянием определенных участков мозга.
Для чего проводят нейропсихологическое обследование
Для определения нарушений или особенностей психического развития ребёнка, выявления причин трудностей в обучении и поведении ребенка.
Как проводят нейропсихологическую диагностику
В процессе диагностики психолог спросит у мамы об особенностях развития ребенка, особенно на первом году жизни, выяснит последовательность и сроки этапов двигательного и речевого развития. Специалист проведет обследование и качественный анализ:
- зрительного, слухового и тактильного восприятия ребенка;
- зрительной и слухоречевой памяти;
- фонематического слуха, основ саморегуляции, пространственных представлений;
- мелкой моторики рук и координации движений;
- интеллектуальных процессов;
- речи.
Нейропсихологическая диагностика не травматична для ребенка – на приеме он порисует, поучит слова, рассмотрит картинки, а потом поиграет, пока мама будет беседовать с психологом.
Что может выявить такое обследование?
Нейропсихологическое обследование позволяет выявить причины трудностей развития, обучения и поведения у детей дошкольного и школьного возраста. По результатам диагностики определяются сильные и слабые стороны интеллектуального, сенсомоторного развития ребенка на основе зрелости или незрелости мозговых структур и их функциональных возможностей и выявляются как наиболее отстающие в развитии факторы, так и те резервы, на которые следует опираться в дальнейшей коррекционной работе.
Кому необходимо пройти нейропсихологическое обследование?
Пройти нейропсихологическую диагностику полезно любому ребенку от 3 до 13 лет, особенно, детям с проблемами:
- поведения (спонтанность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуаций; отвлекаемость; неуправляемость; быстрая истощаемость; гиперактивность или медлительность);
- усвоения школьной программы (письмо, чтение, счет);
- освоения пространственных представлений (трудности право-лево; «зеркальность» написания букв и цифр, трудности в ориентации в пространстве листа, тетради);
- сенсомоторного обеспечения деятельности (имеет место обилие содружественных движений (синкинезий), при удерживании ручки происходят неосознаваемые движения — поднимает плечи, шевелит языком, двигаются руки или ноги; не «держит» строчку при письме и др.);
- психомоторного и речевого развития;
- адаптации к детскому коллективу и с личностно-эмоциональными трудностями;
- общения со сверстниками и родителями.