Детское психолого-логопедическое объединение «Содружество»
+7 (499) 391-64-93
+7 (925) 391-64-93
c 10-00 до 20-00
Перервинский бульвар дом 14 корп.1
mail@sodruzestvo-centr.ru

Здоровье имеет не только физическую, но и психическую составляющую. Речь – это не только один из важнейших компонентов психического здоровья, но и (наряду с движением), показатель состояния нервной системы малыша. Это означает, что для возникновения и правильного формирования речи важно, чтобы головной мозг, физиологический слух, зрение, артикуляционный аппарат достигли определенного уровня развития. Кроме того, речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется и развивается под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые должны начаться с первых же дней жизни ребенка.

Речь – важный компонент развития

По тому, как говорит (или не говорит) Ваш ребенок можно судить о состоянии нервной системы в целом, а так же отдельных её компонентов. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, последовательно проходящий определенные этапы в своем развитии. В то же время – это индивидуальный процесс, у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Ориентируясь на закономерности нормального речевого развития, Вы сможете видеть, насколько речевое развитие Вашего малыша соответствует нормативному.

Как формируется развитие речи?

Уже в возрасте до 1 года (период доречевого развития) происходит подготовка к овладению речью. У ребенка имеются голосовые реакции – плач и крик. Эти сигналы с одной стороны, носят информативный характер, с другой, во время крика и плача происходит тренировка дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. Реакция сосредоточения – это первый опыт узнавания человеческой речи. На 2-3 месяце жизни появляется гуление, в 6-8 месяцев – лепет. Примерно в 9 месяцев дети начинают демонстрировать понимание обращенной речи, отвечая действием на некоторые просьбы: «Дай ручку», «Где папа?». На втором году жизни формируется экспрессивная речь, т.е. слова начинают становиться средством речевого общения. Важным показателем детей до 2-х лет является не столько собственное произношение, сколько понимание обращенной к ним речи. Однако, и активный словарь (т.е. слова, которые дети не только понимают, но и произносят) у нормально развивающегося двухлетнего ребенка насчитывает 250-300 слов.

Задержка в речевом развитии – причина негативного поведения

Задержка в речевом развитии часто является причиной многих негативных черт в поведении малыша. Не имея возможности объяснить словами свои желания, не зная, как привлечь к себе внимание взрослого, он может быть агрессивен, плаксив, раздражителен. Возможен и другой вариант. Поскольку речь является, прежде всего, средством коммуникации, ребенок, не владеющий ею соответственно возрасту, может замкнуться в себе, практически прекратить общение с окружающими. Ему будет трудно контактировать и со сверстниками и с «чужими» взрослыми, что в дальнейшем приведет к проблемам социальной адаптации. Кроме того, задержка или нарушение речевого развития постепенно влечет за собой и отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

В каких случаях необходим прием логопеда для развития речи:

  • позднее начало или выпадение этапов гуления или лепета;
  • длительное время сохраняющийся лепет (до 1,5 лет) при отсутствии попыток произносить слова более чем из одного слога;
  • наличие в активном словаре только слов лепетного характера (ребенок произносит первый или ударный слог или сокращает любое слово до одного слога);
  • многозначность слов (одно и тоже звукосочетание означает разные по смыслу предметы или действия);
  • отсутствие к 2,5 годам хотя бы элементарных предложений;
  • различные негативные поведенческие особенности и двигательные затруднения.

Не стоит ждать, идите на консультацию к грамотному логопеду. Специалист определит, с чем могут быть связаны речевые затруднения Вашего малыша. Обследуя ребенка такого возраста, бывает практически невозможно дать окончательную характеристику всем речевым проблемам, его поджидающим. Но в подавляющем большинстве случаев, логопед, невролог (а при необходимости сурдолог,  дефектолог) совместно с Вами смогут разработать «программу действий», направленную на профилактику серьезных речевых нарушений или на раннюю коррекцию уже обнаруженных проблем и развитие речи. Вам предстоит большая и кропотливая работа, но чем раньше Вы её начнете, тем больше вероятности выйти из нее победителем!