Еще до начала школьного обучения родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Малыш не может самостоятельно организовать игру, его трудно заинтересовать конструированием, рисованием. Он импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Ребенок часто отказывается выполнять задания воспитателей в детском саду. Ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, он не понимает с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.
К сожалению, родители часто не замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок «доразовьется» сам. Такие дети в школе встречаются с серьезными проблемами, с непосильными для них требованиями.
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте, однако эти дети оказываются неготовыми к обучению в школе. Дети с ЗПР в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Учителем это воспринимается как неспособность ребенка выполнять многообразные требования, которые ему предъявляет школа. Характеризуя знания и учебные навыки детей с ЗПР, учителя обычно отмечают, что их неуспеваемость связана:
- с неустойчивостью внимания;
- с быстро наступающей утомляемостью;
- с плохой памятью и отсутствием познавательных интересов.
Во время фронтальной работы ребенок совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальных занятий, когда учитель организует деятельность ребенка, он выполняет то же задание правильно. В этом случае учителя склонны считать ребенка ленивым, упрямым, недисциплинированным. В действительности же эти особенности детей с ЗПР связаны с незрелостью их эмоционально-волевой сферы, что проявляется в неорганизованности поведения, неумении осуществлять целенаправленную деятельность.
Занятия с дефектологом для детей с ЗПР
Преодоление задержки психического развития во многом зависит от характера стимулирования познавательной активности детей со стороны взрослого. Не ждите, когда ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется» сам по себе. Дефектолог и другие специалисты готовы помочь вам.
Дефектолог также консультирует и проводит занятия с детьми с выраженным снижением темпов развития познавательных процессов, нарушениями развития аутистического спектра.